22:17

Where there's a will there's a way
Время ковырять гендерную тему. Почему важна, почему агендерность-бигендерность-прочаягендерность может быть проблемой, почему даже совпадающий с полом гендер может быть проблемой. Чуть-чуть Юнга тоже зацепим. Уже без транс-переходов.

Раз. Помимо явных психических нарушений чаще всего гендерная идентичность у человека не соответствует полу или размытая в том случае, если имеется 1) либо бунт против какой-то социальной установки, связанной с гендером 2) либо открытое унижение по половому признаку в анамнезе. Самой жесткой связкой, вызывающей столько попоболи, является классическое "я девочка, поэтому я должна...", "я мальчик, поэтому я должен...". Под троеточие можно подставить что угодно.
Дети очень быстро понимают, какие выгоды и обломы сулит им каждый гендер и каждая социальная роль. И не менее быстро смекают, какими качествами они хотят обладать, а какими не очень. В аниме-сообществах, неформальных сообществах девушек, воспринимающих себя как М гораздо больше, чем парней, воспринимающих себя как Ж, именно поэтому: быть мужиком в патриархальном обществе выгоднее. Мужские персонажи в аниме в разы пиздаче, чем женские (и не только в аниме, будем честны - таков патриархат). А если ты физически девочка, но по характеру стереотипам о девочках не соответствуешь, ты легко можешь сделать задним умом вывод, что ты не-девочка (=мальчик).
Ну и как бы казалось бы, в чем тут засада, вырос человек женского пола с ощущением, что он парень, человек мужского - что девушка или нечто среднее, что теперь с этими людьми делать? Ничего не делать. Не трогать их. Они прекрасно социализируются между собой, растут, развиваются, кто-то в зрелости приходит к тому, чтобы выбрать совпадающий с полом гендер, кто-то нет.
Когда такому человеку говоришь, что это психологическая проблема, он всегда воспринимает это в штыки, потому что слышит это как "ты должен не только выбрать гендер, соответствующий полу, ты должен себя вести в согласии с социальными нормами этого гендера". Нет уж, спасибо, я как-нибудь со своим.

Два. Гендер не стоит путать со внутренними субличностями. Во внутреннем пространстве могут быть и мужики, и бабы, и собаки, и коты, и трансухи. Это внутренний паноптикум, позволяющий нам быть разными, артистичными, переключаться между разными стилями восприятия мира. Если ты иногда чувствуешь себя принцессой Анжелой, хотя по жизни ты механик Васян, это действительно в рамках "ок", насколько можно их определить. Хоть Василиса Премудрая, хоть Флаттершай. Главное, что ты можешь вернуться к своей базисной норме, совпадающей с телом. НЕ ОК - когда принцесса Анжела вытесняет твою базовую гендерную идентичность, и ты перестаешь вообще чувствовать себя мужиком и быть в контакте со своей маскулинностью. То же самое касается любимых всеми Анимы и Анимуса по Юнгу. Чтобы понимать, что это за архетипы такие, нужно все-таки понимать Юнга, а не просто ассоциировать их со внутренними мужскими и женскими субличностями. Одно другому не третье. А в мире Юнга они вообще миксуют и гендер, и эмоциональность, и наследие коллективного бессознательного, и религию в одном флаконе. Лучше в это не соваться без четкого умения отличать гендерные стереотипы от внутренних начал.

Три. Собственно, в чем цимес? А в том, что половая самоидентификация, и как следствие гендер (результат осознания ЛИЧНОСТЬЮ своего ПОЛА) является очень важной прослойкой между инстинктами тела, психосексуальностью, присущей твоему полу, и эго. Она базируется не только на принятии своего тела, но и его физиологии, либидо, форме его выражения (которая в зависимости от пола все-таки немного отличается, просто ее нельзя жестко нормировать, а так различия есть). А либидо, господа, и всякая сексуальность - это то, на чем стоит более высокий уровень эмоциональной сферы, и романтическое влечение в том числе. Все это для личностной гармонии важно. И, конечно, существует масса вариантов, когда пол у нас один, ориентация другая, а романтическое влечение вообще третье, и никто от этого не умирает, но слаженный вариант - всегда совпадающий.

Четыре. Существует вариант, когда пол и гендер вроде как совпадают, а гармонии все равно нет. Связано это с тем, что недостаточно просто их совместить, должно быть индивидуальное осмысление своей маскулинности и феминности, выходящее за рамки социальных предписаний. Поверхностно мы можем нарушение этого видеть, когда девушка или парень пытаются в имидже и поведении отыгрывать "не свой типаж": она валькирия что надо, он пассионарный вечно юный музыкант, а строят из себя виктимную кралю и мачо. Так не надо делать, это ложный контакт со своим полом, когда мы свою собственную природу и личные свойства нервной системы, темперамента, черт личности подменяем предписываемыми социумом. Это довольно тонкая работа, и маскулинность/феминность у каждого человека свои, сродни индивидуальной песне.

Собственно, людей, у которых какие-то сдвиги в гендерной самоидентификации, я не осуждаю и не триггерюсь об них, в отличие от гормонально нездоровых трансов, совсем. Но попытки типа-современных психологизмов в сторону "сдвиг по гендеру это разновидность нормы, а не что-то, что могло быть вызвано психологическими травмами/проблемами и в чем неплохо бы покопаться и причесать" не одобряю. Часто это пропагандируется под маской свободы выбора, однако ирония в том, что люди с гендерными сдвигами не имеют никакой свободы в выборе того, кем они себя чувствуют. Их психика сформировала этот выверт по внутренним законам без сознательного участия личности. Никакой свободы в этом, как правило, нет.
Личная печать человека, который со своим гендером и полом тоже разбирался не один год.
И да, все выше написанное касается только личностей текущего воплощения и только человеческой расы.

Комментарии
30.10.2020 в 23:01

И будет небо там, где будем мы (с)
Никакой свободы в этом, как правило, нет

Но ведь у тех, у кого все эти, э-э, показатели совпадают, тоже никакой свободы нет. Они просто сопадают и всё.
Имхо, лечить надо то, что не работает, от чего человеку плохо. А если он ужился со своим самоощущением, так, может, оно и ладно? Не все ли равно.
31.10.2020 в 07:10

Where there's a will there's a way
- lightning -, о том и речь, что свобода эта очень относительна, а подаётся как ценность и ориентир в таких вопросах.
Имхо, лечить надо то, что не работает, от чего человеку плохо. А если он ужился со своим самоощущением, так, может, оно и ладно? Не все ли равно.
В тексте как раз про это есть. Что в целом таких людей нужно оставить в покое, они сами неплохо справляются. Однако я привела аргументы, почему это можно поразбирать в психотерапии, потому что далеко не всякое плохо и хорошо человек может оценить, не зная, как было бы действительно хорошо для него, а как у него - по привычке.